Чешме город в Измире

Из исторических источников известно, что Чешме, известный в древности как Киссос, был основан ионийцами в XI веке до н.э. как портовый город, соединявший с морем Эритраи (наряду с Эритраи, в Ионийский союз входили Клазомены, Фокея, Милет, Миунт, Приена, Эфес, Колофон, Лебедос, Теос, Хиос и Самос). Позднее, в VII веке до н.э., он был полностью уничтожен при вторжении царя Лидии Алиатта. После правления лидийцев Чешме в IV веке до н.э. перешел во владения Александра Македонского, а после его смерти стал частью Пергамского царства.

В 190 году до н.э. римляне выиграли морское сражение с флотом царя Антиоха III в прибрежных водах Чешме, начав покорение Анатолии. С того времени и до IV века н.э. Чешме находился под властью Римской империи. В этом столетии город перешел к Византии, в VII веке на эту землю пришли арабы, затем в одиннадцатом веке сельджуки, а затем вновь византийцы. В четырнадцатом веке Чешме был отвоеван у византийцев войском флотоводца эмира Чака-бея, а затем его захватил один из местных вождей турецких сельджуков Айдын-оглу Гази Умур-бей. Так Чешме стал турецкой морской базой. В пятнадцатом веке османский султан Йылдырым Баязид отнял Чешме у местного анатолийского племени. После великой битвы при Анкаре Тимур возвратил Чешме во власть племени Айдыногуллари, но ненадолго: вскоре Чешме снова был захвачен османами. Во времена османского правления Чешме славился как лечебный курорт благодаря горячим источникам. Город с 3000-летней историей несет на себе отпечаток всех прошедших здесь цивилизаций.

чешме измир

Крепость Чешме

Построенная генуэзцами в четырнадцатом веке и отреставрированная османским султаном Баязидом II в 1508-1509 гг., крепость Чешме была разрушена в семнадцатом веке венецианцами и восстановлена в восемнадцатом столетии. Изначально крепость располагалась вплотную к морю, теперь же благодаря многовековым отложениям она находится на некотором расстоянии от побережья. Крепость привлекает своей османской архитектурой, особенно красивы великолепные южные ворота. Во времена султана Баязида II известный зодчий Ахмед-оглу Мехмет построил крепость по прямоугольному плану на площади около 11700 м2. Крепость была разделена на внутреннюю и внешнюю секции. С трех сторон ее окружили рвом, а четвертая во времена постройки вплотную прилегала к морю. Снаружи крепость, помимо рва, защищали два крепостных вала. Внутреннюю же часть окружал третий вал с двумя проходами, через которые можно было попасть в центральный внутренний двор. В западной части строения были устроены шесть башен: две круглых башни снаружи, две прямоугольных внутри и две круглых башни в восточной части.

крепость чешме

В крепости Чешме насчитывается 50 помещений, которые долгие годы использовались османами как военная база и безопасное место для морской торговли из близлежащего порта. В наши дни исторические находки, раскопанные в районе древнего города Эритраи, выставлены в расположенном внутри крепости Археологическом музее. Крепость возвышается гордым памятником ушедшей эпохе.

Караван-сарай

В 1529 г. по приказу султана Сулеймана Великолепного под руководством великого османского зодчего Омара, сына Али Пабуджу, был построен двухэтажный караван-сарай в типично османском стиле. Теперь это важнейшая часть исторического наследия Чешме. Постройка имеет П-образную форму с большим внутренним двором, окруженным кладовыми и спальнями. На второй этаж, сходный по стилю с первым, можно подняться по лестнице. После реконструкции караван-сарай стал современным отелем на 45 номеров.

Церковь Айос-Хараламбос

Исторические корни этой постройки прослеживаются слабо, но считается, что эта церковь была построена в семнадцатом веке. Она имеет в плане форму двухэтажной базилики с тремя нефами. Здание сложено из камней; на верхнем этаже находится галерея. Над центральным нефом расположен свод, покрытый снаружи черепичной крышей, а над боковыми нефами устроены два поперечных свода. С внешней стороны плоские крыши боковых сводов ниже, чем центральная крыша, и как бы опираются на нее. Фрески на потолке и апсидах хорошо сохранились благодаря слою штукатурки. Будучи построена в семнадцатом веке, сегодня церковь Айос-Хараламбос известна как культурный центр имени Чака-бея и используется для презентаций фильмов, заседаний и конференций.

Церковь Айос-Константинос

Эта церковь был построена в 1874 г. в деревне Алачаты. Позднее она была перестроена и переименована в мечеть Пазарери. Храм сложен из небольших камней, а его планировка включает три нефа. Конструкция имеет своды как внутри, так и снаружи, внешний свод скруглен, а боковые нефы прикрыты с внешней стороны односкатными крышами. В западной части храма находится двухэтажный притвор, его галереи вытянулись под северным и южным сводами. Перед алтарной частью находится искусно вырезанный из мрамора иконостас. Первый этаж притвора ограничен сводчатой колонной аркадой, в которой в наше время устроен ряд небольших магазинчиков. Что касается галерей, то там теперь находится молельня для женщин. Минарет в виде единой каменной колонны был пристроен к храму позднее. Настил внутреннего двора притвора покрыт геометрическим узором из черного и белого камня.

Город фонтанов

Обустройство открытых фонтанов является одной из старейших традиций Анатолии. Веками в этой стране фонтаны строились на людных улицах, площадях и проездах, в местах большого скопления народа.

Эти фонтаны служат двум целям. Первая – обеспечить людям прохладу в жарком средиземноморском климате, вторая – служить памятником тем, в чью честь они названы: для анатолийцев фонтан – это подарок от строителя грядущим поколениям, знак доброй воли. Кстати, фонтаны дали имя и городу Чешме, ведь по-турецки «Чешме» – фонтан или источник.

До сих пор почти на каждой улице можно увидеть фонтаны, оставшиеся еще со времен Османской империи.

Часть из них были названы в честь местных правителей, некоторые же носят имена богатых членов общества, к примеру фонтан Мемиз ибн-И Ахмед, фонтан Хачи Мемиз Ага, фонтан Сериф Агазади, фонтан Сеиди-И Хасан Ага, фонтан Хачи Салихе, фонтан Хафизе Рабиа Хатун, фонтан Мехмед Кетуда, фонтан Каймакам Садик Бей…

Ветряные мельницы Чешме

На гравюрах сохранились ветряные мельницы из Чешме XVIII века. По мере развития технологии помола зерна использование традиционных мельниц сокращалось и со временем большинство из них пришло в упадок. В деревне Алачаты сохранилось несколько отреставрированных старых мельниц, которые в наше время используются под ресторанчики и кафе.

Лавка Беззаз Кючюк Яхуди

Считается, что эта одноэтажная лавка была построена примерно в конце девятнадцатого века. Она сложена из камня и с фасада покрыта андезитом, обработанным в готическом стиле. Лавка является образцом вкуса зажиточных людей того времени. Сохранившиеся в первозданном виде металлические оконные рамы, дверной проем, крыша и ковры все еще в хорошем состоянии.

Чешмекёй

Здесь селились первые жители Чешме, сегодня же район Чешмекой расположен в 3 километрах южнее центра города. Во время византийского владычества в 1081 году тесть султана Кылыдж-Арслана и первый турецкий адмирал эмир Чака-бей захватил полуостров и город Чешме, поселившись в этом селении турок-огузов. В Чешмекое можно полюбоваться мечетью, мавзолеем и посетить кладбище, восходящее к XI веку.

Древние Эритраи

Древний город Эритраи, достигший зенита своего могущества в VIII-VII вв. до н.э., представляет огромную важность для историков и интерес для туристов. На пике расцвета город был важным узлом торговли со странами Восточного Средиземноморья. Эритраи поставляли множество товаров на Кипр, торговали вином и рабами в союзе с островом Хиос. Датировка самых ранних находок в Эритраи, расположенных в 22 км южнее Чешме, восходит к бронзовому веку. Эти открытия сделали Эритраи одним из исторически важнейших городов древности. Предполагается, что его название происходит от греческого слова «эритрос», что переводится как «красный» или «красный город» (из-за красного оттенка почв вокруг Эритраи). По другой версии, название «Эритраи» произошло от имени Эритр. Так якобы звали основателя города, сына критского царя Радаманта.

С течением веков Эритраи переходили во власть правителей различных народов, наложивших свой отпечаток на город. Одним из первых правителей города считался Кноп, сын афинского царя Кодра. Позднее басилевса – правителя – избирал народ из числа потомков Кодра.

В VII веке до н.э. Эритраи, как ионийский город, стали членом Панионийского религиозного и политического союза. Позднее, в период тирании (во времена Пифагора), город прославился как производитель мельничных жерновов. Затем владения ионийцев захватили лидийцы; под властью Лидии город был и в правление знаменитого царя Креза. Затем Эритраи были оккупированы персами и совместно с другими ионийскими городами подняли мятеж против их власти. Они присоединились к союзу, основанному спартанцами, и поддерживали Афинский морской союз. В 334 г. до н.э. Эритрари захватил Александр Македонский, позднее они перешли во владения Пергамского царства. Когда последнее было присоединено к Римской империи, Эритраи получили статус вольного города.

В то время Эритраи славились винами, козами, древесиной и мельничными жерновами, а также оракулами Кибелы и Афины. Город также знаменит тем, что был местом рождения Гераклида, ученика Герофила Халкедонского, который был главой догматической врачебной школы.

Во время землетрясений и войн I века до н.э. значительной части города был нанесен урон.

Когда Римская империя разделилась надвое, Эритраи стали частью Византийской империи и потеряли свою значимость. С усилением христианства многие постройки языческих Эритраи подверглись разрушению.

В 1336 г. город перешел к туркам и стал называться Рахтур или Литри. В XVI в. Эритраи получили название Ылдерен, затем Ылдыры и, наконец, Ылдыр.

В ходе раскопок в 1963-1983 гг. были обнаружены остатки акрополя и театра Эритраи. Раскопки открыли следы храма, расположенного в самой высокой точке акрополя, и городские стены длиной 5 км, окружавшие древнее поселение. Среди других находок гончарные изделия, кубки, каменные и глиняные фигурки, вазы и статуэтки VII-VI вв. до н.э. Под водой были обнаружены древние предметы материальной культуры, а также следы гавани и волнореза.

Согласно письменным источникам, на акрополе Эритраи был храм Афины. Хотя при раскопках не было найдено архитектурных остатков храма, но зато было добыто множество изделий архаического периода из золота, бронзы и слоновой кости. Плоский участок между местоположением акрополя по документам и поселением на его западном склоне как раз, возможно, и служил площадкой для храма. Также, насколько известно из древних источников, на площади для собраний находилась статуя Артемиды с золотыми венками, а в одной из частей города был гимнасий, следы которого до сих пор не найдены.

Эритраи в легендах

Эритраи знамениты древними легендами, которых не найти в книгах по истории. В одной из легенд статуя обожествленного Геракла была отправлена на плоту из финикийского города Тира. Плот плыл вдоль ионийского побережья, пока не уткнулся в мыс Мезат-Бурну, расположенный ровно посередине между островом Хиос (по-турецки Сакиз) и Эритраи. Жители Хиоса и граждане Эритраи готовы были на все, чтобы именно их город заполучил статую, но ее было невозможно сдвинуть с места. Один слепой рыбак из Эритраи предсказал, что статую сможет вытянуть веревка, сплетенная мужчиной из волос женщины. Однако женщины из высших слоев общества отказались верить в предсказание, а посему веревку сделали из волос чистокровных фракийских рабынь и с ее помощью доставили статую в Эритраи. Как только это произошло, слепой рыбак прозрел. Часть города посвятили статуе Гераклу, а рабыням из Фракии запретили покидать это место. В музее советуем посмотреть на монеты, найденные в руинах Эритраи, причем особенно пристальное внимание стоит обратить на храм и описание статуи. Вы с удивлением увидите, что поведанная история на самом деле правдива. Другая легенда Эритраи повествует об одной из местных женщин, наделенной божественным даром.

Çeşme hakkında bilgiler

Легенда о Кибеле

Еще одна легенда рассказывает о жрице из Эритраи по имени Кибела. Она родилась на горе Корикос, где на нее снизошла сила божественной благодати, сделав ее оракулом. Отец Кибелы был смертным, мать же была нимфой. Она начала готовить дочь к божественной миссии с самого рождения. Слова, сходившие с губ Кибелы, были пророческими. Легенда гласит, что она прожила девять человеческих жизней по 110 лет. Возможно, секрет долголетия Кибелы кроется не в пророческом даре, а в том, что она жила именно в Чешме. Ведь по утверждению квалифицированных врачей, пациентам, желающим избавиться от множества недугов, достаточно искупаться в целебных водах минеральных источников Илыджа и Шифне, которые находятся прямо здесь, в Чешме.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

девятнадцать + 7 =